Телемедицина

Телемедицина

Телемедицина

Телемедицина — использование современных средств коммуникаций для дистанционного предоставления врачебных и консультационных услуг — это уже не фантастика. На наших глазах она превращается в реальный инструмент эффективного лечения и, без преувеличения, спасает жизни.

Несмотря на распространенное мнение о том, что телемедицина — направление молодое и пока еще мало используемое на практике, свою историю оно начало задолго до появления компьютера — во времена телеграфов. Собственно консультации специалистов по телефону тоже можно условно отнести к данной сфере. В то же время, первый сеанс видеоконференцсвязи в качестве инструмента для телемедицины был проведен в 1965 году. Это была трансляция операции по замене аортального клапана на искусственное сердце, которую ассистировал выдающийся кардиохирург Майкл ДеБакей.

[Bashshur, R.L., Sanders, J.H., and Shannon, G.W. (eds.) Telemedicine: Theory and Practice. Springfield: Charles C. Thomas, Publisher, Ltd., 1997. DeBakey M. Telemedicine has now come of age // Telemedicine Journal.-1995.-Vol.1,N1.]

Тогда самого термина «телемедицина» еще не существовало. Он появился позже — в первой половине 70-х. Сейчас же данное понятие определяется как одно из направлений медицины, основанное на использовании современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской помощи и своевременных консультаций. При этом важной особенностью современной телемедицины является возможность двусторонней аудио- и видеосвязи.

Однако, было бы ошибкой считать, что для этой цели подойдет любая система ВКС. Оказание качественных и эффективных дистанционных услуг в медицине требует особого подхода к организации видеоконференцсвязи. И чем ответственнее сфера — тем больше требований предъявляется к технической части решения. Более того, поскольку это направление активно развивается, в разных странах уже принимаются законы о телемедицине, так или иначе регулирующие данную сферу. В частности при реализации таких решений важно не только использовать качественное и производительное оборудование для телемедицины, но и учитывать различные юридические нюансы, связанные, например, с обработкой персональных данных, врачебной тайной и т.д.

Федеральный Закон №242

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья

Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Начало действия закона – 01.01.2018

Основные положения закона

  • Электронные рецепты для лекарств, содержащих наркотические и психотропные вещества;
  • Определение телемедицинских технологий;
  • Добровольное согласие на мед. помощь можно собирать в электронном виде по упрощенной схеме;
  • Пациент имеет право запрашивать и получать мед. данные о себе;
  • Телемед. помощь должна оказываться в соответствии со стандартами мед.помощи;
  • Первое упоминание о ЕГАИСЗ. Реестр медицинских и отраслевых организаций, мед. работников и пациентов с единой системой аутентификацией;
  • Разрешены удаленные консультации: сбор информации, решение об очном визите, корректировка лечения, дистанционное наблюдение за больным с применением гаджетов.

Основные направления телемедицины

Естественно, что в рассматриваемое нами понятие входит очень широкий круг задач и решений. В самом общем виде они делятся на две большие категории: "врач-пациент" и "врач-врач". На практике существует множество направлений телемедицины, которые можно сгруппировать по основным критериям специализации. К основным направлениям сегодня относятся:

Решения типа "врач-пациент"

  • Телемедицинские консультации для пациентов;
  • Дистанционный биомониторинг.

Решения типа "врач-врач"

  • экстренные консультации для врачей;
  • трансляция операций в реальном времени;
  • дистанционное обучение и повышение квалификации.

Есть и другие, но для общего понимания возможностей технологии достаточно этих четырех, которые, по сути, сегодня являются основными. Каждое из них стоит рассмотреть по отдельности.

Телемедицинские консультации

Телемедицинские консультации

В телемедицине именно удаленные консультации и диагностика пациентов считаются наиболее распространенным и популярным сервисом. С помощью специализированных систем видеоконференцсвязи между врачом-консультантом, его ассистентом и самим пациентом налаживается полноценный аудиовизуальный контакт, во время которого они могут не только видеть и слышать друг друга, но еще и обмениваться графическими и текстовыми данными (например, рентгеновский снимок пациента может быть показан доктору, а лицензия врача — пациенту).

Такой подход крайне удобен во всех отношениях. Долгое время консультационную телемедицину позиционировали как средство получения медицинских услуг в районах, где нет смысла или возможности содержать поликлинику или определенного специалиста. То есть, скажем, больному не надо ехать из районного центра в столицу для того, чтобы доктор его осмотрел — достаточно связаться со специалистом по каналам ВКС в удобное для обоих время. Но, это достаточно узкий подход.

Сегодня пользователями сервисов телемедицинских консультаций все чаще становятся жители мегаполисов, у которых не хватает времени толком следить за собственным здоровьем, записываться на прием к доктору и уж тем более засиживаться в очередях. Вместо этого с помощью специального мобильного приложения можно найти свободного специалиста в любое время суток — программа сама подскажет, кто является лучшим экспертом в той или иной области, а кто из докторов свободен прямо сейчас и готов вас выслушать и оказать помощь. Причем теоретически, в будущем такой поиск можно осуществлять по всему миру. Но, вскоре, очевидно, не потребуется даже никуда звонить — доктора сами узнают о ваших проблемах, раньше вас (успешный пример реализации системы телемедицинских консультаций с использованием мобильных устройств рассмотрен в разделе о TrueConf SDK).

И здесь мы приходим к следующему направлению развития телемедицины.

Дистанционный биомониторинг

Дистанционный биомониторинг

Удаленные системы наблюдения за пациентами применяются медицинскими работниками для мониторинга состояния их здоровья. Для этого требуется специальное телемедицинское оборудование, с помощью которого врач может контролировать своего пациента на расстоянии. Очень часто дистанционный мониторинг используют для наблюдения за пожилыми людьми, не способными самостоятельно осуществлять все необходимые лечебные манипуляции. Особенно актуальна домашняя телемедицина для пациентов, нуждающихся в регулярных, оперативных обследованиях (например, для людей с болезнями сердца).

При этом развитие технологий микроэлектроники, широкополосного мобильного доступа в Интернет и специального программного обеспечения выводит возможности телемедицины на новый уровень. Очень кстати здесь пришлись технологии Internet of Things (IoT). В результате сегодня можно не только отслеживать состояние уж больного человека, но и диагностировать будущие проблемы у потенциально здорового.

Многие люди сегодня уже привыкли носить миниатюрные датчики на своем теле. Речь идет, в частности о различных фитнес-трекерах и прочих устройствах такого рода. Но, ведь они, потенциально могут не только консолидировать данные о ваших спортивных достижениях, но и анализировать важные биометрические параметры, на основе которых делать выводы о фактическом состоянии организма, а в случае потенциальной опасности выдавать сигнал тревоги — вам или вашему доктору.

Как система может знать, что с человеком не все в порядке? Здесь уже подключается упомянутый IoT и системы по обработке больших данных (Big Data). В очень упрощенном виде дело обстоит так: огромное количество носимых биометрических датчиков могут передавать данные о состоянии здоровья различных людей в централизованное хранилище. Там происходит обработка полученной информации и на ее основе делаются выводы, которые потом используются в системах телемедицины. Причем информация предоставляется анонимно — система знает, например, только физические параметры человека (пол, возраст, динамику пульса и т.д.) но не те данные, которые позволяют его однозначно идентифицировать. На основе собранной статистики, делаются выводы о картине самых ранних симптомов тех или иных заболеваний. И если таковые наблюдаются у человека с биометрическим датчиком — ему могут посоветовать обратиться к тому или иному специалисту.

Экстренные консультации для врачей

Бывают ситуации, когда и врачам требуется помощь, ведь тяжелые и сложные случаи, происходят повсеместно. К примеру, в районной больнице может не оказаться специалиста соответствующей квалификации, который есть в Москве. В то же время, транспортировка больного в столичную клинику или профильный медицинский центр невозможна или нецелесообразна (из-за дальности маршрута) да и специалист не поедет за несколько сотен километров. Единственный выход - срочный сеанс видеосвязи, который поможет получить необходимую консультацию максимально быстро, избежав потери драгоценного времени.

Экстренная врачебная консультация может понадобиться и людям на таких удаленных от цивилизации объектах как морские нефтяные вышки или корабли дальнего плавания. В этом случае, для системы телемедицины особую роль играет возможность обеспечения устойчивой работы по относительно медленным каналам спутниковой связи.

 

И, конечно же, нельзя обойти вниманием такую специфическую сферу применения телемедицины, как трансляция хирургических операций. Данное направление телемедицины используют для т.н. «теленаставничества», когда начинающие или неопытные хирурги в режиме онлайн наблюдают за операцией, которую проводит высококвалифицированный специалист. Причем в отличие от просмотра видеозаписей в случае ВКС имеется возможность задать вопросы по ходу или сразу после операции - получить детальные объяснения, разобрать сложные ситуационные моменты.

Во время операции между собой специалисты могут осуществлять передачу изображения различного медицинского оборудования (микроскоп, эндоскоп или операционный стол), фиксируемого цифровыми видеокамерами.

Также можно передавать и телеметрическую информацию (о состоянии давления пациента, частоте его пульса и мн. др.). А ведь опыт для хирурга — самое важное качество. Тем более, сегодня медицина развивается стремительно, и становятся доступны такие новые виды операций, о которых раньше даже и не думали — и это только начало. Но как можно быстро поделиться опытом с профессиональным сообществом всего мира — проще, быстрее и эффективнее всего это можно сделать с помощью инструментов видеоконференцсвязи. И кто знает, сколько жизней уже спас опыт, своевременно полученный с помощью такого подхода. Так что перспективы телемедицины сегодня более чем определенные — это направление будет активно развиваться еще многие годы.

Повышение квалификации врачей

Не менее важной сферой применения телемедицины является и дистанционное обучение. Медицинские семинары, конференции и лекции, транслируемые системой видеоконференцсвязи, дают возможность специалистам более высокого уровня делиться своими знаниями и умениями не только теоретически, но и практически. Во время обучающих лекций преподаватели медицинских вузов могут организовывать видеосвязь с представителями мед. учреждений, чтобы те в режиме онлайн делились своим опытом. Причем речь идет не только про обучение студентов. Обмениваться профессиональными навыками, новостями, открытиями и достижениям важно, в первую очередь для профильных специалистов. Вряд ли, в каком нибудь небольшом городе, местному врачу удастся вживую послушать лекцию и получить наставления эксперта мирового уровня. Зато обучение с помощью средств ВКС это позволяют — можно не только увидеть «светило» медицины и послушать его (для этого достаточно и видеозаписи), но и, что крайне важно, задать ему интересующие вопросы.

Применение систем видеоконференцсвязи в здравоохранении

ITmed

Как было отмечено в начале, не каждая система ВКС подойдет для организации причисленных типов сервисов. Для того, чтобы использовать в полной мере преимущества телемедицины, техническая платформа должна отвечать определенным, весьма жестким требованиям. На первом месте здесь - стабильная работа в режиме многосторонней связи, а также высокое качество и детализация изображения (особенно в случае проведения хирургических операций). Ведь от графического разрешения, цветопередачи и четкости картинки может, без преувеличения, зависеть жизнь пациента (иногда решающими являются такие "мелочи", как, скажем, оттенок цвета крови или точная форма пятна на рентгеновском снимке). Поэтому, эффективная система ВКС для телемедицины должна поддерживать стабильную передачу изображения в формате 4К. Современное медицинское оборудование (например, лапароскопы и пр.) уже передают изображение в формате 3D, а для него даже FullHD разрешения будет недостаточно, ведь на каждый глаз будет приходится только 480 строк изображения, поэтому без поддержки 4К 3D видеосвязь не имеет смысла. Для телемедицинских ВКС также важна возможность многосторонней голосовая связь без потери качества сигнала.

Все перечисленные возможности реализованы на базе программного решения TrueConf Server. Это решение прекрасно подходит для организации видеоконференцсвязи как в закрытых сетях, так и по каналам Интернет.

При этом оно идеально справляется со всеми актуальными задачами характерными для современной телемедицины. Благодаря поддержке UltraHD и 3D-видеосвязи медицинским работникам удается максимально детализировать любое изображение, например, во время онлайн-трансляции операций или при удаленном осмотре пациента. Приложения TrueConf поддерживают трансляцию DICOM-изображений — медицинского стандарта хранения и передачи цифровых изображений и документов пациентов.

Трансляция DICOM-изображений

 

 

В ГБУЗ ИГОДКБ организовано Решение типа "врач-врач" 

 с использованием клиент-серверной системы TrueConf

Зайдя по ссылке  https://195.206.33.83 вы сможете увидеть параметры подключения к серверу, скачать необходимую

для вас версию клиента, связаться с администратором системы и запросить логин и пароль для входа.

Информация размещенная на сайте ГБУЗ ИГОДКБ несет исключительно ознакомительный характер и не является исчерпывающей !

Скачать шаблон для Joomla 3.4.
Скачать шаблон для Joomla 3.4.